Таисия Сальникова, ГУУ

Таисия Сальникова, ГУУ

ДИЗЕЛЬ, РУДОЛЬФ ДИЗЕЛЬ, 28 января 1897 г.


Когда мы говорим «дизель», мы никогда не задумываемся о том, что это слово когда-то писалось с заглавной буквы и имело только одно значение — это фамилия немецкого инженера Рудольфа Дизеля, родившегося в Париже. Ярославский моторный завод (ЯМЗ, ОАО «Автодизель») — крупнейший российский производитель дизельных агрегатов. Мой профессиональный путь после учебы начался именно в этой компании. Я покупала запчасти для дизеля и вела переговоры с поставщиками на немецком языке. Я также участвовала в переговорах по формуле ценообразования на компоненты с немецкими поставщиками. Так начался интерес моей семьи к дизельным автомобилям.


Рудольф Дизель произвел революцию в мире машиностроения и внес большой вклад в развитие научно-технического прогресса. Никто в семье Дизелей никогда не думал о том, чтобы стать инженером.
Сопутствующие виды топлива фактически носят его имя. Однако изначально Дизель назвал изобретенную двигательную установку «атмосферным газовым двигателем». Но это определение не прижилось. Специальное топливо для первых дизелей никто не производил. Первоначально сжигали растительные масла, в частности арахисовое, а также светлые нефтепродукты – и даже бензин! Но Рудольф Дизель хотел использовать для своих двигателей угольную пыль. С политической и экономической точки зрения это была хорошая идея: дизельное топливо имело немецкий патент, а угля в Германии было много, в отличие от нефти.


Дизельные двигатели были как минимум в четыре раза экономичнее паровых. Они широко использовались на транспорте. А в 1900 году дизельный двигатель завоевал Гран-при на Всемирной выставке в Париже. В течение многих лет в Европе было больше дизельных автомобилей, чем бензиновых.


Сентябрьским днем ​​1913 года Рудольф Дизель отплыл в Лондон на почтовом пароходе «Дрезден» на открытие нового завода одной из компаний, производивших двигатели его конструкции. Казалось, он был в хорошем настроении, но когда после ужина он удалился в свою каюту, его больше никто не видел: Рудольф Дизель исчез. Эта загадочная история не только наделала шума, но и вызвала бурю слухов, догадок и домыслов: самоубийство, убийство, несчастный случай и т. д. Любопытно то, что имя Рудольфа Дизеля не значилось в списке пассажиров «Дрездена». Ходили слухи, что Р. Дизель благополучно пересек Атлантику и устроился в одну из американских автомобильных компаний, где продолжал работать под вымышленным именем до конца жизни.