Велосипеду исполнилось 200 лет

Велосипеду исполнилось 200 лет

Фотография экспоната Исторического музея г. Билефельда

Вокруг истории изобретения велосипеда много споров и легенд. Некоторые историки говорят, что похожий вид транспорта существовал уже в начале нашей эры. Другие утверждают, что схему велосипеда придумал Леонардо да Винчи. Третьи предполагают, что в конце XVIII века прототип будущего велосипеда – самокатку – изобрел русский механик Иван Кулибин. И все-таки большинство исследователей считает, что изобретение велосипеда произошло не ранее XIX века. А именно в 1817 году, когда немецкий барон Карл фон Дрез получил патент на свое изобретение – «машину для бега» (Laufmaschine), которую в народе прозвали «дрезиной».

Голь на выдумки хитра, так гласит древняя русская пословица. Для изобретения велосипеда это применимо. На фоне гибели урожая, которая в 1816/17 годах привела и к росту цен на фуражный овёс, Карл Дрез создал так называемую «машину для ходьбы», прототип сегодняшнего велосипеда. Она была снабжена двумя стоящими друг за другом колёсами, седлом для сидения и рулём. Весь самокат изготавливался из дерева и весил всего лишь 22 кг, столько, сколько весит сегодняшний дорожный велосипед. Заднее колесо было накрепко интегрировано в раму, а передним колесом можно было управлять. Передвижение происходило за счёт отталкивания ногами от земли. Во время первой поездки 12 июня 1817 года между своим жилым домом в Мангейме и ретранслятором в Шветцингене Дрез развил среднюю скорость в примерно 15 км/час.

Дрез организовывал общественные поездки и писал статьи для журналов для того, чтобы повысить популярность своего изобретения. Идея быстро распространилась, везде начали появляться копии. Но запрет машин для ходьбы на некоторое время притормозил развитие. Ездоки использовали тротуары вместо изборождённых и зачастую грязных дорог и таким образом вступили в конфликт с пешеходами. Первый запрет на использование тротуаров вышел в конце 1817 года в Мангейме, потом в 1818 году в Париже, а в 1819 году и в Лондоне. Только с изобретением педального привода в 1861 году – десять лет после смерти Дреза – велосипед стал массовым транспортным средством. Сегодня только в Германии уже насчитывается 72 миллиона велосипедов.

Источники:

https://germania-online.diplo.de/ru

https://www.deutschland.de/ru/topic/obsestvo/sport-dosug/velosipedu-ispolnaetsa-200-let