Творческое наследие
Творческое наследие
Гейне Генрих (1797/1856) — немецкий поэт, писатель, критик.
Литературное наследие Гейне очень обширно и многогранно. В своем творчестве Гейне органично сочетал романтические принципы с философскими воззрениями, не теряя национального колорита. Гейне является автором поэтических сборников «Романсеро», «Книга песен», «Признания», публицистического труда «Путевые картины», критических работ «Романтическая школа», «К истории религии и философии в Германии» и др.
Основные мотивы его поэзии делятся на два направления. Первый — это нежная лирика любви поэта-романтика. Вторая — это гражданская лирика, воспевание идеалов равенства в обществе, борьбы за социальную справедливость, европейских революций.
Тема любви в творчестве Гейне пронизывает весь его сборник ранней поэзии – «Книга песен». Эти стихи родились из истории безответной любви Генриха Гейне к кузине Амалии. Любовь, по мнению поэта, полна разочарований – это признак несовершенства мира. Однако стиль Гейне легок, грусть и меланхолию свою он передает достаточно мягко и светло.
Любовь для Гейне была святыней, которая украшает мир, движет душу человека вперед, не давая ей закиснуть в материальном мире. «Глубокая истина расцветет лишь из глубокой любви. Нигде во вселенной нет ничего прекраснее и лучше, чем человеческое сердце «- говорил Гейне.
Вместе с тем Гейне говорил о себе, что несет на своих плечах «все невзгоды мира». Очень много внимания он уделяет в своей зрелой и поздней лирике темам социальных несправедливостей, неравенства бедных и богатых в обществе, униженным и нуждающимся людям, обывательской «кислятине», которая затмевает людям все хорошее в мире.
Причем, Гейне в своей гражданской поэзии не таков, как большинство роматиков, не пассивный наблюдатель, не пессимист. Он гражданин, активный борец, требует действий в защиту справедливости.
Таким образом, будучи представителем литературного течения романтизма, Гейне фактически стал одним из основателей нового направления в поэзии, реализма. Гейне указывает, от каких именно негативных черт было бы хорошо избавиться: в экономике, в политике, в быту, в общественных и семейных отношениях.
В своих работах Гейне отстаивает глубокий и самобытный характер немецкого искусства, философии, литературы («О истории религии и философии в Германии», «Романтическая школа»). Он рисует яркие портреты Лютера, Канта, Лессинга, Гете, Шиллера, Гофмана.
Страстные выступления Гейне в защиту немецкой культуры, выдержанные в духе просветительского вольнодумства, изобличение буржуазного порядка и монархии, естественно настраивали против него официальную власть в Германии. Многие книги поэта попали под запрет.
В 1844 г. увидел мир его второй поэтический сборник «Новые поэзии». В него вошли, кроме любовной лирики первого французского десятилетия, политически окрашенные «Современные стихи». Одна из лучших поэзий этого раздела — «Силезские ткачи». Этим стихом Гейне откликнулся на восстание ткачей, которое охватило несколько городов Германии в 1844 г. Автор выразил глубокое сочувствие людям, доведенным до отчаяния нищим существованием:
Проклятие князьям, королям и вельможам:
Что ласки от них дождаться не можем.
Король у нас забраал последний пятак,
А потом велел пострелять, как собак, —
Ткем мы, ткем мы!
Проклятие отчизне, где гнутся рабы,
Отчизне насилия, стране позора,
Где быстро гниют, опадают цветы,
Где смрад и гниль, где растут червяки —
Ткем мы, ткем мы!
Наша лодочка летает, станок стучит,
Ткем мы каждую ночь, каждый день и мгновение —
Германии смертный покров мы ткем…
(Перевод В. Кобылянского)